«Наш жизненный путь – это дорога, а пройти её значит обрести мудрость». Именно так можно сказать о профессии педагога, что перед ним дорога, дорога без начала и конца. Появляются ощущения, что уже достиг своей цели, уже многое знаешь, многое умеешь, но тут жизнь, неожиданно открывает новые горизонты, новые задачи, и ты снова в пути, снова в поиске. Потому что в нашей профессии, как и на дороге есть множество препятствий, ответвлений, перекрёстков. Каждый новый день приносит что-то необычное, непохожее на вчерашний день. Ты постоянно в творческом поиске нового, интересного. Хороший преподаватель – талантливый ученик. Он постоянно занимается самообразованием: в наше время знания динамичны, открытия происходят каждый день. Если педагог не в тренде, однажды он рискует опростоволоситься перед любознательным учеником. Такая тенденция мотивирует тебя двигаться вперёд по пути самосовершенствования и развития… А какой был наш путь?
Пяльмская школа до 1957 года была семилетней, и все обучающиеся, желающие получить среднее образование, должны были уезжать в посёлок Повенец. А с этого времени ученики, закончившие седьмой класс, смогли учиться в восьмом, оставаясь дома с родителями. Школа занимала здание детских яслей в посёлке Переезд. Всего в ней обучалось 180 учеников. Здание было одноэтажное, с узкими коридорами и классами, а стены по-домашнему оклеены обоями. Не было никаких кабинетов и спортивного инвентаря.
Учеников из деревни Пяльма и посёлка Сухой Наволок подвозили в любую погоду на открытой кузовной машине. А из посёлка Кодачи и Остречи ходили в школу пешком. Но все эти неудобства не огорчали ребят. Они жили кипучей деятельной жизнью. Активно работали комсомольская и пионерская организации, ученический комитет. Каждую осень обучающиеся выезжали в деревни Пяльма, Римское, Песчаное и помогали колхозникам убирать урожай картофеля. Проводили пионерские и комсомольские воскресники по благоустройству территории школы и населённых пунктов, по сбору золы и металлолома. Ставили концерты художественной самодеятельности для населения посёлков Сухой Наволок, Кодачи, Переезд, Набосельга, Чёлмужи, Немино. Ходили в походы, участвовали в пионерских и комсомольских слётах, выставках, олимпиадах, спортивных соревнованиях.
В 1957 году школа справляла новоселье. Бригадой строителей, которую возглавлял И. И. Зеленкевич было построено здание на 280 мест. После полутёмных низких классов и коридора старой школы новое казалось просто дворцом. Оно было просторным, светлым, чистым, с оборудованными кабинетами физики и химии, с мастерскими для уроков труда (в отдельном здании), с удобным интернатом, расположенным в двух зданиях справа и слева от школы. В первую осень пионеры и комсомольцы активно работали на очистке от строительного мусора и благоустройстве территории, озеленяли двор. В этом здании школа размещалась более тридцати лет. В ней занимались ребята из деревень Тамбичозеро, Тамбицы и Песчаного
В 1989 году было построено новое здание, в котором мы занимаемся сейчас, и в настоящее время школа включена в программу «Модернизация школьных систем образования», в соответствии с которой, в школе идёт капитальный ремонт инженерных систем, фасада, замена окон, кровли, системы отопления.
За эти годы из стен школы с аттестатом о среднем образовании вышли 1272 ученика. Выпуски по количеству детей были разные. Первый в 1958 году – 15 обучающихся. Самые маленькие в 1962-м и 2023-м – четверо, самый большой в 1980-м – 61 человек. Среди выпускников школы есть те, кто закончил её с золотой и серебряной медалью. Более 193 обучающихся получили высшее образование и стали военными, врачами, инженерами... Профессию учителя избрали 76 человек. В 2009 году в школу влился коллектив детского сада с воспитанниками. В 2022-2023 учебном году в школе обучается 138 учеников. Более трети обучающихся учатся на «4» и «5».
Но всего этого не могло бы быть, если бы в школе не был сформирован дружный и сплочённый педагогический коллектив, состоящий из 19 человек, многие учителя являются её выпускниками.
С 2001 года руководит коллективом школы Т.Н. Зиновкина. За многолетний добросовестный труд, успешную организацию образовательного процесса и вклад в развитие системы образования Республики Карелия, Т.Н. Зиновкину в 2023 году поощрили почётным знаком Главы Республики Карелия «За вклад в развитие Республики Карелия».
Не забудем педагогов и наставников, которые внесли огромный вклад в развитие образования и воспитания в Республике Карелия, в развитие родной школы. Показателем профессионализма отмечена учитель математики Т.Д. Абрамова, ей присвоено звание «Заслуженный учитель Республики Карелия», присвоено звание «Заслуженный учитель Республики Карелия» учителю физики и информатики С.А. Абрамову, звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации» присвоено Бабаджаняну Л. Л., учителю физической культуры.
Преподавала математику и 30 лет была директором школы, Т.М. Ананьева, награждена грамотами главы Пудожского района, отдела образования Пудожского района, почётной грамотой Совета Министров Карельской АССР, медалью «Отличник народного просвещения СССР», почётной грамотой главы Республики Карелия, знаком «Отличник народного просвещения России».
Талантливые педагоги-ветераны прошлых лет, которые многие годы трудились вместе с Т.М. Ананьевой плечом к плечу: Л.К. Ионова, учитель русского языка и литературы «Отличник просвещения РСФСР и СССР», Л.Е. Демшинова, учитель биологии и географии, И.С. Минина, учитель биологии, А.А. Давыдов, учитель физики, ОБЖ. Н.С. Зацепина, Л.П. Каранкевич, А.А. Березина, А.Н. Давыдова учителя русского языка и литературы, которые на протяжении многих лет прививали подрастающему поколению любовь к литературе и нашему родному языку.
Медалью «Отличник народного просвещения СССР» в разные годы были награждены А.Н. Брюсова, учитель математики, А.А. Овсянников, учитель трудового обучения, В.Я. Мокеева, учитель изобразительного искусства и технологии, Т.А. Качанова, учитель начальных классов.
В.А. Турукина, А.М. Сёмкина, Л.И. Богданова, Л.В. Понамарева, Н.П. Богданова, Л.П. Ключарева, Н.С. Маслова, Н.И. Быкова – на их плечи выпала нелёгкая доля обучения и воспитания самых маленьких учеников. Конечно, это не полный список талантливых педагогов и наставников нашей школы. Мы помним каждого, кто принимал участие в решении проблем и поставленных задач, кто стремился, чтобы из стен родной школы выходили здоровые, умные, талантливые, любящие мир люди.
Если вернуться к началу, то профессия наставника означает научить молодого педагога, ученика идти по своему выбранному пути настойчиво, не отчаиваться при неудачах, всегда двигаться вперёд и не пасовать перед проблемами. Продолжать идти, преодолевая трудности, а иногда и отчаяние, потерю интереса. Идти и помнить, что у профессионала нет плохих учеников, а есть педагогические задачи, которые он старается решить так, чтобы каждый смог достигнуть поставленных целей. Идти и верить, что впереди будет результат, который принесёт удовлетворение, радость и мгновения подлинного счастья. Ведь педагог, это не профессия – это образ жизни. И очень важно, чтобы молодой педагог, ученик не останавливался, ведь только идущий осилит дорогу. И со временем, он также станет наставником, который будет нести свет, добро и тепло профессии, но уже другому, новому поколению педагогов…
Балакирева Антонина Викторовна – педагог-библиотекарь
во МКОУ средней общеобразовательной школе п. Пяльма с 1987-2010 гг.,
автор стихотворения «Пяльмская школа»
«Пяльмская школа»
Поглядите вы на школу –
Наш любимый светлый дом.
Каждый день народ весёлый
Целый день проводит в нём.
Зазвенел звонок – тотчас
В коридоре шум угас.
Прозвенел ещё звонок –
Начался уже урок.
В первом классе не, как встарь,
Ученик открыл букварь.
Для постижения наук
Открывает он ноутбук.
Скуки нет – есть интерес.
Вот что делает прогресс!
Долгих сорок пять минут
Не заметишь, как пройдут.
Класс второй - первопроходец.
Этот маленький народец
Только сел ещё за парты –
Сразу новые стандарты.
Математике учиться,
В жизни очень пригодится.
И письмо, и чтение –
Нужные умения.
Должен каждый ученик
Иностранный знать язык
И компьютер изучать,
Знанья в жизни применять.
Третий и четвёртый класс
Удивляют часто нас.
У досок интерактивных
Не найдёте вы пассивных.
Пятый класс и класс шестой –
Контингент здесь непростой,
Очень любят пошуметь,
Веселиться, песни петь.
А седьмой, восьмой, девятый –
Игр компьютерных фанаты.
И, возможно, ждёт их всех.
В информатике успех.
Одиннадцатый с десятым,
Наши старшие ребята,
Хоть ещё ученики,
Но уже выпускники.
Их мы чаще видим с книжкой
Иль с компьютерною мышкой,
Но их мысли не в игре –
Беспокоит их ЕГЭ.
Дальше думают, как жить.
Кто учиться, кто служить.
Если целью – институт –
Постараться нужно тут,
На экзамене чтоб балл
Ни один бы не терял.
Если парня служба ждёт,
То он там не пропадёт
Кто со спортом в школе дружит,
Тот солдатом справно служит.
А потом он через год
Путь к профессии найдёт
Или будет офицером
Заниматься ратным делом.
За одиннадцать - то лет
Много свершено побед
Над упрямством, страхом, ленью,
Что ходила следом тенью.
За короткий школьный век
Вырастает человек.
Он умнеет и взрослеет,
Делать многое умеет.
Чтобы он активно жил,
Много знаний получил,
Чтобы выучил урок,
Чтобы был от знаний прок –
Много времени и сил
Ему учитель посвятил.
Потому, как педагог
По-другому жить не мог.
Для такого звания
У него призвание.
Дар есть детей понимать и любить,
Чтобы воспитывать их и учить.
Жить, не имея ни сна, ни покоя.
Но по плечу ему счастье такое!
|